-
-
-ИДН МОБ Хойникского РОВД
-
-
:: ::

Мой ребенок - старшеклассник











«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема организации досуга старшеклассников. Школа, домашние задания, телевизор (компьютер, телефон) – таковы запрограммированные действия большинства современных школьников. А в старших классах, ко всему перечисленному добавляются еще и экзамены.

Некоторые подростки все свое свободное время проводят за компьютером, играя в различные компьютерные игры. Встает проблема – «живое общение». Подростки общаются, только в так называемых, социальных сетях. Страдает и физическое развитие. Дети мало двигаются, редко гуляют.

Других подростков мы часто видим на улице. Они проводят свое свободное время в бесцельной прогулке. «Пойдем, походим» - так определяется форма досуга. Отсюда криминогенная обстановка и рост преступности среди подростков.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей юношей и девушек на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда.

В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей.

В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

По содержанию досуг старшеклассников можно подразделить на ряд групп:

  • первая группа связана с восстановлением различных сил старшеклассника. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости;
  • вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность старшеклассников, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения школьников;
  • третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно-игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение старшеклассников в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее актуализации в творческой деятельности;
  • четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести встречи, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение со сверстниками развивает коммуникативные умения, формирует у старшеклассника способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям;
  • пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой. Это – выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п. Включение старшеклассника в пятую группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формируются умения самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью. Досуговая культура – это особый пласт культуры, создаваемый, познаваемой, и воспринимаемой человеком, исходя, из собственного выбора.

Одной из особенностей организации досуговой деятельности старших школьников является её просветительский, развивающий и нравственный характер. Выделяют шесть основных методов в организации досуговой деятельности старших школьников:

  • игровые методы;
  • соревновательные методы;
  • методы сотрудничества;
  • методы воспитывающих ситуаций;
  • методы импровизации.

 Таким образом, досуговая деятельность имеет важное значение в жизни как старших школьников, так и каждого человека, что вызвано ускоренным ритмом жизни и увеличенными нагрузками. И от правильной ее организации зависит психологическое, физическое и эмоциональное здоровье, успех в учебе и в развитии старшеклассника.


«ЛИЧНОЕ ЛИ ЭТО ДЕЛО - ЛИЧНОЕ СЧАСТЬЕ?»

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми, но попытки достигнуть желаемого нередко терпят крах, почему? Может, потому что взрослые люди основательно забыли это внутреннее состояние, когда все эмоции обнажены и стремятся вырваться наружу при первом удобном случае. Или, когда неудачи воспринимаются настолько болезненно, что от переживаний темнеет в глазах.

Но в то же время живой интерес к происходящему и удачно найденные решения способны возносить неокрепшее сознание на самые вершины блаженства, где восторг сравним с ощущением полета. Рекомендуется рассмотреть три основных условия, которые позволяют сделать подростка счастливым.

СЧАСТЬЕ ДЛЯ ПОДРОСТКА В НОВЫХ ОТКРЫТИЯХ

Процесс воспитания детей в подростковом возрасте существенно усложняется. В этот период начинается активное формирование новой личности, которая:

  • стремится преследовать собственные цели;
  • не боится экспериментировать в попытках отыскать более рациональные решения для привычных задач;
  • формирует индивидуальный механизм защиты от внешних воздействий.

Жизнь в понимании подростка делает новый виток, становится очевидным, что мир окрашен не только яркими красками, а для достижения цели нередко приходится вступать в борьбу.

В этот период для родителей важно сохранить авторитет, чтобы дети имели причины проявлять уважение. Для этого вовсе нет необходимости совершать героические поступки, достаточно доброго расположения и бескорыстных проявлений заботы. В таком случае будет больше шансов наставить подростка на правильный путь и стать причастным к его новым открытиям.

СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ – ЭТО СОСТОЯНИЕ

Очень важно избежать формирования ошибочного мнения, что жизнь – это бесконечные страдания в попытке изменить жизнь к лучшему, чтобы в результате стать счастливым. Безусловно, решение долгосрочной задачи способно принести много плодов и стать причиной настоящего триумфа. Но все же жизнь не ограничивается решением сложных вопросов.

Ребенку необходимо обрести понимание того, что окружающий мир состоит из удивительных вещей и явлений. Поэтому сделать человека счастливым могут даже простые мелочи, которые наполняют жизнь и способны заставить улыбаться. Подросток начинает глубже задумываться о таких вещах, и миссия родителей в воспитании указать им правильный путь в жизни.

СДЕЛАТЬ АКЦЕНТ ПОДРОСТКА НА СЧАСТЬЕ

Для того чтобы стать счастливым необходимо уметь оставаться в хорошем настроении и бодром расположении духа большую часть времени. А в случае духовного упадка уметь находить источники для пополнения жизненной энергии. Будет намного лучше, если главным источником вдохновения станет семья, где все заслуживают уважения и доверия.

Подростку важно усвоить простую истину, что несчастными люди бывают по одиночке, а счастливыми могут стать все вместе и это наиболее простой и надежный путь. Настоящую радость и духовный подъем приносят поступки, способные доставить удовольствие ближнему. И нет наслаждения выше, чем приятные сюрпризы, которые будут рады подготовить близкие люди, проявляя взаимное расположение.

Таким образом, оказавшись в благоприятной среде, неокрепшее сознание интуитивно начнет проявлять стремление прожить счастливо очередной день. Хорошим стимулом станут достойные примеры со стороны старших людей. Они всегда будут сохранять свой авторитет, если смогут ежедневно демонстрировать модель поведения человека, знающего толк в счастье.

Конечно, подростки только учатся контролировать собственные эмоции, не всегда способны их проявлять открыто, испытывая стеснение. Однако лучшее средство от комплексов это – дружеское расположение родителей. Это значит, что новая личность кроме поддержки нуждается в уважении. На этом этапе молодой человек создает личное пространство, вход в которое дозволен только по пригласительным. Учитывая такое положение вещей, взрослые могут избежать большого количества размолвок с юными созданиями, сохраняя статус желанных союзников.


«ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТЕЙ»

Кто из вас, уважаемые родители, не задумывался над судьбой своего ребёнка, кто не размышлял, в какой мир вы выпускаете свое дитя, как этот мир воздействует на него и как сложится его жизнь? И главное – что мы можем сделать, чтобы уберечь детей от опасностей, подстерегающих их в период взросления. Одна из таких опасностей – подверженность вредным привычкам, разрушающим здоровье и подчас жизнь главного человека в нашей жизни…

Многие специалисты считают, что здоровье человека определяется в значительной мере «доминантой» здоровья, закладываемой с детства. Сначала в результате механического повторения правильно организованных гигиенических процедур вырабатывается динамический стереотип «здорового» поведения. Постепенно на его основе приобретаются соответствующие знания, и формируется осознанное отношение к собственному здоровью, «настрой» на здоровье. В этом и заключается специфическая «работа» мозга в управлении здоровьем.

Одним из факторов, влияющих на крепкое здоровье подростков, является отсутствие вредных привычек.

Каждый человек имеет либо сталкивался с наличием вредных привычек. Одни пытаются от них избавиться, другие сумели приучить себя к полноценной жизни и без вредных привычек, третьи не предпринимают никаких мер и живут спокойно дальше, но не дольше. Общая задача родителей и педагогов – вырастить здоровое поколение без вредных привычек и зависимостей.

Причины появления у детей пагубных привычек могут быть совершенно различными, но часто это обусловлено сильными или длительными стрессовыми воздействиями. В подростковом возрасте часто появляются такие привычки, как курение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость и интернет-серфинг. Именно на них мы и остановим наше внимание.

Наркомания. Тяжелейшее заболевание и смертельно пагубная привычка. К наркотикам человек может пристраститься буквально за несколько приемов, а некоторые из них вызывают моментальное привыкание.

Табакокурение. Формирование этой привычки у многих начинается еще в подростковом возрасте как следствие стремления доказать свою взрослость. Мозг быстро привыкает к курению, в итоге требуя регулярных доз. Снижение уровня потребления никотина ведет к появлению чувства тревоги и беспокойства, «погасить» которые возможно только очередной сигаретой. Курение наносит существенный вред организму, так как постепенно и неуклонно оказывает негативное влияние в первую очередь на дыхательную систему, а также на сосуды, сердце, иммунитет и эндокринную систему. Регулярное употребление сигарет и других табачных изделий приводит к преждевременному старению организма, а также может стать причиной развития рака легких.

Злоупотребление алкоголем. Если начальную стадию привыкания к алкоголю еще можно назвать вредной привычкой, то со временем это приобретает характер болезни. Алкоголизм оказывает негативное влияние как на состояние здоровья, так и на социальную сферу человека. Привычка к алкоголю начинается с небольших доз, при этом многие спиртные напитки кажутся невкусными, а крепкие и вовсе вызывают рвотный рефлекс. Привыкание происходит постепенно, и для одного и того же эффекта опьянения человеку требуется все большая и большая доза алкоголя. Если не остановить этот патологический процесс, человек доходит до последней стадии алкоголизма, когда уже не может существовать без спиртного.

Игровая зависимость также признана одной из тяжелых вредных привычек, которая способна прогрессировать, ухудшая состояние человека. Существуют разные формы игровой зависимости, начиная от всевозможных азартных игр и заканчивая многопользовательскими компьютерными играми, часто заменяющие игрокам реальный мир. При переходе игровой зависимости данного типа в тяжелые формы игра становится основным приоритетом в жизни, отодвигая на задний план не только взаимодействие с людьми в реальном мире, но и обеспечение собственных базовых потребностей (гигиена, еда, сон). В крайних случаях это может стать причиной летального исхода.

Интернет-серфинг является разновидностью психологической зависимости, которая проявляется в привычке проводить время за просмотром разнообразной информации в интернете. Доступность данных в форме текста, аудио, видео, инфографики обеспечивает возможность выбора любого способа их получения, даже если человек в этом не нуждается. Привычка бездумно поглощать весь попадающийся контент может привести к перенасыщению, что в конечном итоге приведет к желанию вновь и вновь погружаться в интернет. При этом невозможность выполнить привычные действия (например, в случае отключения интернета) может вызвать агрессию или повышенную тревогу, поскольку зависимость уже сформирована.

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ПОДРОСТКОВ

Подростковая наркомания, курение и алкоголизм стали существенно «моложе». Например, если еще 10 лет назад средний возраст начала приема наркотиков составлял 16 лет, то сегодня это губительное пристрастие не редкость у 12-летних детей. Эта статистика должна заставить пересмотреть подход родителей и педагогов к их профилактике. Чем в более юном возрасте дети могут пристраститься к вредной привычке, тем раньше следует предпринимать меры по их защите. Какие же профилактические меры следует предпринимать родителям, чтобы исключить возможность появления у ребенка вредных привычек?

Первое и главное условие – это сформировать доверительные отношения с ребенком. Чем они сложнее, тем выше вероятность того, что при возникновении каких-либо проблем он обратится за помощью к приятелям. И что именно они ему предложат в качестве «успокоительного» – глоток пива или таблетку экстази – спрогнозировать невозможно.

Разъяснение последствий. Беседы с ребенком на тему вредной привычки не должны проводиться по какому-либо графику. Этот вопрос должен подниматься каждый раз, когда для этого есть основания. Так, сюжет из теленовостей, история звезды шоу-бизнеса, пример человека, которого знает ребенок, должны становиться основой для разговора о том, к чему может привести зависимость. Подобная наглядность примеров, когда негативную роль исполняет знакомый человек, гораздо важнее сухих фактов, которые не пробуждают в ребенке эмоций.

Установка на здоровый образ жизни. Негативные примеры должны быть уравновешены другими, позитивными примерами здорового образа жизни. В ребенке следует формировать отношение к здоровому образу жизни, как к единственно правильной модели. Для этого крайне важно, чтобы сами родители соответствовали принципам, которые они прививают ребенку. Курящая мать или выпивающий отец сводят к нулю ценность любых «здоровых» установок, поскольку опровергают собственным примером.

Исключение сомнительных контактов. Поведение подростка во многом подчиняется законам, принятым в референтной группе, поэтому его общение с асоциальными элементами и сомнительными приятелями – серьезный фактор риска. Но при решении устранить такие контакты родителям следует учитывать сложный возраст, в котором находится ребенок, и присущий ему дух противоречия. Идти на конфликт и оперировать запретами на общение с друзьями – это значит расширить их сферу влияния на подростка. Будет лучше найти ребенку занятие. Это могут быть любой вид спорта, туризм, творчество и все, к чему тяготеет ребенок. При участии родителей и их вовлеченности в занятие сына или дочери хобби может очень быстро заменить и вытеснить общение в нездоровом коллективе.

Но самое главное – профилактика подростковой зависимости должна начинаться задолго до вступления ребенка в этот сложный возрастной период. Потому что вредная зависимость способна создать почву для своего появления намного раньше, чем вы будете готовы.

Уважаемые родители! Вредные привычки у подростков не стоит воспринимать как какое-то отклонение. Если та или иная привычка представляют опасность для подростка, либо может серьезно укорениться, приведя к проблемам со здоровьем и даже разрушив жизнь, необходимо срочно вмешаться и постараться направить ребенка на максимально правильный путь. Ведь все люди во всем нашем мире когда-то были подростками, все когда-то делали что-то, о чем в дальнейшем жалели. Так что нужно хотя бы с необходимым пониманием отнестись к возникновению вредных привычек – и постараться способствовать их прекращению. И если подростку требуется помощь – а ведь он наверняка будет стесняться или будет слишком гордым, чтобы напрямую об этом попросить, – то необходимо постараться ее обеспечить. Всем наверняка бы хотелось, чтобы точно так же помогли и вам в свое время. И пусть он оценит это, наверное, только лишь годы спустя, в этом случае главное – это результат, ну а все ведущие к нему пути – совершенно другой вопрос.

«Здоровье – не всё, но без здоровья всё – ничто» когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны как никогда в наше время. Чтобы помочь ребёнку быть здоровым, нужны родительская любовь, желание помочь детям, их разумная требовательность и повседневный здоровый образ жизни как образец для детского подражания. Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье! Здоровья Вам и Вашим детям!!!


Соседние подразделы:
Мой ребенок - младший школьник
Мой ребенок - подросток

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Беларусь моя!

Контакты

8 (02346) 4-58-49
hnksh2@roohoyniki.by

ул. Танкистов, 14, 247622, г. Хойники, Гомельская обл.
Открыть контакты

Сейчас на сайте
Государственная символика
Гордимся, что научили!
-