В настоящее время особую актуальность приобретает проблема организации досуга старшеклассников. Школа, домашние задания, телевизор (компьютер, телефон) – таковы запрограммированные действия большинства современных школьников. А в старших классах, ко всему перечисленному добавляются еще и экзамены.
Некоторые подростки все свое свободное время проводят за компьютером, играя в различные компьютерные игры. Встает проблема – «живое общение». Подростки общаются, только в так называемых, социальных сетях. Страдает и физическое развитие. Дети мало двигаются, редко гуляют.
Других подростков мы часто видим на улице. Они проводят свое свободное время в бесцельной прогулке. «Пойдем, походим» - так определяется форма досуга. Отсюда криминогенная обстановка и рост преступности среди подростков.
Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей юношей и девушек на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда.
В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.
В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей.
В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
По содержанию досуг старшеклассников можно подразделить на ряд групп:
- первая группа связана с восстановлением различных сил старшеклассника. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости;
- вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность старшеклассников, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения школьников;
- третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно-игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение старшеклассников в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее актуализации в творческой деятельности;
- четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести встречи, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение со сверстниками развивает коммуникативные умения, формирует у старшеклассника способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям;
- пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой. Это – выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п. Включение старшеклассника в пятую группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формируются умения самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью. Досуговая культура – это особый пласт культуры, создаваемый, познаваемой, и воспринимаемой человеком, исходя, из собственного выбора.
Одной из особенностей организации досуговой деятельности старших школьников является её просветительский, развивающий и нравственный характер. Выделяют шесть основных методов в организации досуговой деятельности старших школьников:
- игровые методы;
- соревновательные методы;
- методы сотрудничества;
- методы воспитывающих ситуаций;
- методы импровизации.
Таким образом, досуговая деятельность имеет важное значение в жизни как старших школьников, так и каждого человека, что вызвано ускоренным ритмом жизни и увеличенными нагрузками. И от правильной ее организации зависит психологическое, физическое и эмоциональное здоровье, успех в учебе и в развитии старшеклассника.