-
-
-ИДН МОБ Хойникского РОВД
-
-
:: ::

Семейные ценности

«СОП: помощь семье или наказание за неблагополучие?»
Каждый ребенок мечтает жить в семье, иметь маму и папу. Задача
всех межведомственных структур – осуществить эту мечту. И в первую
очередь начинать следует с того, чтобы помочь ребенку остаться жить в
его родной семье, даже если родители стали на неверный путь.
С этой целью издано постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 15 января 2019 г. №22 «О признании детей
находящимися в социально опасном положении» (далее –
постановление № 22), которым определен порядок выявления детей,
находящихся в неблагоприятной обстановке, признания их
находящимися в социально опасном положении, реализации комплекса
мер с целью нормализации ситуации в семье.
В выявлении неблагоприятной для детей обстановки участвует ряд
государственных органов и организаций:
местные исполнительные и распорядительные органы;
комиссии по делам несовершеннолетних;
отделы и учреждения образования;
организации здравоохранения;
органы по труду, занятости и социальной защите;
территориальные центры социального обслуживания населения;
органы внутренних дел;
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;
структурные подразделения городских, районных исполнительных
комитетов, местных администраций районов в городах,
осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере
жилищно-коммунального хозяйства;
организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы
за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым
помещением;
государственные организации, в хозяйственном ведении или
оперативном управлении которых находятся жилые помещения
государственного жилищного фонда в общежитиях;
орган государственного энергетического и газового надзора,
энергоснабжающие, газоснабжающие организации;
иные организации.
Вышеперечисленные государственные органы в рамках своей
компетенции уполномочены участвовать на всех стадиях работы с
детьми, находящимися в социально опасном положении.
Постановлением №22 предусмотрено 3 критерия социально
опасного положения.
2
Первый критерий: родителями не удовлетворяются основные
жизненные потребности ребенка. Это:
оставление ребенка без пищи;
проживание детей в жилых помещениях, которые не
соответствуют требованиям пожарной безопасности, и имеются
условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;
систематическое невыполнение рекомендаций медицинских
работников по диагностике, лечению и медицинской реабилитации
ребенка, что угрожает его жизни и здоровью;
препятствие получению ребенком обязательного общего среднего
образования (в любой форме его получения);
отсутствие у ребенка регистрации по месту жительства
(пребывания);
родители не контролируют поведение и местонахождение ребенка,
в связи с чем ребенок самовольно уходит из дома, бродяжничает,
совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения;
оба родителя или единственный родитель на протяжении более
трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность,
не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее
расходование пенсий, государственных пособий семьям,
воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных
на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной
социальной помощи.
Второй критерий: родителями не обеспечивается надзор за
поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок
совершает деяния, содержащие признаки административного
правонарушения либо преступления.
Третий критерий: родители ведут аморальный образ жизни, что
оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими
правами и (или) жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место
опасность для жизни и здоровья ребенка. Это:
привлечение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании
и содержании детей, к административной ответственности за
совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1,
18.15, 19.1, частями 2–5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10–
19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных
правонарушениях;
потребление родителями, иными лицами, участвующих
в воспитании и содержании детей, наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов, токсических или других
одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков;
3
жестокое обращение родителей, иных лиц, участвующих
в воспитании и содержании детей, с ребенком, физическое, сексуальное
и (или) психологическое насилие по отношению к нему;
совершение родителями, иными лицами, участвующими в
воспитании и содержании ребенка (детей), административного
правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном
потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их
аналогов;
уклонение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и
содержании ребенка (детей), от диспансерного наблюдения,
осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного
психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или
часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием
синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов.
Все сигналы об опасном для ребенка положении передаются в
отдел образования, оттуда они поступают в школу, детский сад или
социально-педагогический центр, в котором воспитывается или учится
несовершеннолетний. В течение дня собирается комиссия, для каждого
случая она своя. В ее состав могут входить представители
вышеперечисленных структур. Комиссия в течение 15 рабочих дней
проводит социальное расследование, задача которого – собрать как
можно больше информации о ребенке и его окружении.
Для этого досконально изучают семью: делают необходимые
запросы, опрашивают соседей, близких родственников, изучают
особенности семейного воспитания, детско-родительские отношения.
Сбор характеризующей информации осуществляется не только в
отношении родителей, даже если они находятся в разводе, но и
отношении иных лиц, участвующих в воспитании детей. Как правило
это те совершеннолетние граждане, которые проживают совместно с
детьми. Это могут быть бабушки, дедушки, иные родственники,
сожители.
Каждый из трех критериев социально опасного положения должен
быть подтвержден документально. Например, родителей привлекли к
административной ответственности – есть соответствующий документ,
ребенок совершил правонарушение – составлен протокол.
Есть и некоторые исключения. Допустим, родители в разводе.
Папа проживает отдельно, злоупотребляет алкоголем, устраивает
скандалы, занимается рукоприкладством, а мама проверяет домашние
задания, водит ребенка на секции. В таком случае безответственным
4
родителем будут заниматься сотрудники ОВД, ребенка на учет не
поставят.
Ситуации бывают разными и в каждой разбираются
индивидуально.
С целью разграничения социально опасного положения и трудной
жизненной ситуации каждое ведомство дает оценку ситуации в семье в
пределах своей компетенции (например, ОВД – привлечение к
ответственности как детей, так и родителей, УЗ – выполнение
рекомендаций по лечению ребенка, РОЧС – соответствие жилого
помещения требованиям пожарной безопасности и так далее).
Все материалы проверки рассматривает совет учреждения
образования по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних с привлечением представителей иных субъектов
профилактики: здравоохранения, отделов внутренних дел, центров
социального обслуживания населения и других. При наличии
критериев социально опасного положения материалы отправляются в
районный координационный совет для принятия решения.
В случае выявления трудной жизненной ситуации родители
направляются за оказанием социальных услуг.
Если родители, иные лица, участвующие в воспитании детей,
выполнят все рекомендации совета профилактики еще до заседания
коллегиального органа: найдут работу, пройдут курс реабилитации от
алкогольной зависимости, погасят задолженности – вероятность того,
что семью признают находящейся в социально опасном положении,
сводится к минимуму. В случае, когда отец и мать открыто игнорируют
замечания комиссии, их поставят на учет. Раз в квартал
координационный совет будет детально изучать положение дел в семье
и следить, есть ли изменения.
В случае несогласия с принятым решением родители могут в
течение 10 дней обжаловать его в городские, районные исполнительные
комитеты, местные администрации районов в городах по месту
принятия решения, а затем в суд.
Целью признания детей находящимися в социально опасном
положении является защита их прав и интересов, а также совместная
деятельность по нормализации ситуации в семье. Для этого районными
координационными советами разрабатываются мероприятия по
устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной
для детей обстановки, которые обязательны для исполнения как
родителями, так и государственными органами, государственными и
иными организациями.
5
Так, по состоянию на 1 января 2024 года находящимися в
социально опасном положении признано 2 744 ребенка из 1 197 семей.
Со всеми семьями проводилась работа в соответствии с выявленными
критериями и показателями социально опасного положения.
За 2023 год семьям оказана следующая помощь:
произведен ремонт отопления, электросетей, установлены
автономные пожарные извещали и др. (104 семьи);
улучшены жилищные условия (110 семей);
родители обучены навыкам ухода за новорожденными детьми и
детьми раннего возраста, детьми-инвалидами (133 семьи);
родители обучены навыкам рационального расходования
семейного бюджета (322 семьи);
оказано содействие в трудоустройстве, занятости, в том числе по
направлению на обучение (566 семей);
оказано содействие в прохождении курса лечения от алкогольной
зависимости (405 семей);
организована диспансеризации детей в необходимом объеме (176
семей, 409 детей);
оказано содействие в зачислении детей в учреждения дошкольного
образования (69 семей, 87 детей);
организована занятость детей в свободное от учебы время (897
семей, 1986 детей).
В Гомельской области 25 ТЦСОН обеспечивают нуждающихся
нетрудоспособных граждан, включая жителей села, своевременными
доступными и качественными социальными услугами, с учетом их
индивидуальных потребностей. При этом оказание помощи различным
категориям граждан организовано как по заявительному, так и по
выявительному принципу.
В целях более полного охвата социальным обслуживанием всех
нуждающихся нетрудоспособных граждан, проживающих в сельской
местности, действует 248 социальных пунктов и 7 филиалов, работают
бригады социального обслуживания на мобильной основе.
С целью оказания поддержки семьям, воспитывающим детей,
которые находятся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям,
где дети находятся в социально опасном положении (далее – СОП),
оказываются следующие социальные услуги: временного приюта,
консультационно-информационные, социально-психологические,
услуга социального патроната, услуги няни.
В соответствии с нормами действующего законодательства
семьям, находящимся в социально опасном положении,
предоставляются различные виды материальной поддержки:
6
государственная адресная социальная помощь (далее – ГАСП),
материальная помощь, гуманитарная помощь.
Так, в денежной наличной форме ГАСП может предоставляться в
виде ежемесячного и единовременного социальных пособий, в случае
если среднедушевой доход гражданина (семьи), рассчитанный за 12
месяцев, предшествующих обращению (далее – расчетный период), не
превышает установленный критерий нуждаемости (на 1 апреля 2024
года: для ежемесячного социального пособия: для семей – 406,74 рубля,
для многодетных семей – 467,75 рублей; для единовременного
социального пособия – 610,11 рублей).
Дети в возрасте до двух лет обеспечиваются бесплатно
продуктами питания отечественного производства для детей раннего
возраста. Среднедушевой доход семьи не должен превышать 406,74
рубля. Право имеют семьи, где отец либо лицо, с которым мать не
состоит в зарегистрированном браке, но совместно проживает и ведет
общее хозяйство, является занятым менее 6 месяцев, предшествующих
обращению. Для семей, при рождении и воспитании двойни или более
детей, детское питание предоставляется без учета доходов.
При расчете среднедушевого дохода семьи ее состав определяется
на дату подачи заявления. В состав семьи включаются лица, совместно
проживающие и ведущие общее хозяйство, имевшие в течение
расчетного периода доходы, а также несовершеннолетние дети по месту
их фактического проживания.
Ежемесячное социальное пособие предоставляется на период от
одного до шести месяцев, единовременное социальное пособие – один
раз в течение календарного года, детское питание – на 6 месяцев
достижения ребенком возраста двух лет.
Обязательным условием для предоставления ежемесячного
социального пособия является занятость трудоспособного гражданина
(члена семьи) (работа, осуществление предпринимательской
деятельности и др.) или регистрация в качестве безработного не менее 6
месяцев в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за
ежемесячным социальным пособием.
Право на единовременное социальное пособие имеют граждане и
семьи, по объективным причинам находящиеся в трудной жизненной
ситуации, которая подтверждается документально и (или) актом
обследования материально-бытового положения, составленного
специально созданной комиссией.
При учете доходов семьи (гражданина) принимаются во внимание
доходы, полученные (начисленные) как в денежной, так и в
7
натуральной форме, а также размер стоимости (денежный эквивалент)
полученных льгот.
Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) ГАСП,
периоде предоставления ежемесячного социального пособия, размере
единовременного социального пособия принимается постоянно
действующей районной комиссией, исходя из конкретных
обстоятельств, требующих материальной поддержки.
Обращаться за предоставлением ГАСП необходимо в органы по
труду, занятости и социальной защите (территориальные центры
социального обслуживания населения) в соответствии с регистрацией
по месту жительства (месту пребывания).
Региональным комплексом мероприятий по реализации
Государственной программы «Здоровье народа и демографическая
безопасность Республики Беларусь» на 2022-2025 годы (далее –
региональный комплекс) ежегодно предусмотрено выделение средств
местных бюджетов на выполнение работ по обеспечению
противопожарной безопасности домовладений семей, воспитывающих
несовершеннолетних детей (установка и техническое обслуживание
автономных пожарных извещателей, приведение печного отопления и
электропроводки в соответствие с требованиями технических
нормативных правовых актов и т.д.)
Для укрепления семейных отношений, повышения
результативности профилактических мероприятий в сфере семейнобытовых отношений и семейного неблагополучия, на базе ТЦСОН
работают кружки (клубы) по интересам, организована работа по
программам «Родительский университет», «Семья». Проводятся
различные благотворительные акции, мероприятия к праздничным
датам (Новый год, День знаний, День матери, День семьи и др.) с
вручением подарков и призов, в том числе для семей с детьми.
Службами занятости органов по труду, занятости и социальной
защите городских, районных исполнительных комитетов (далее –
органы по труду, занятости и социальной защите) неработающим
родителям оказывается помощь в поиске работы.
Гражданин, находящийся в поиске работы, при обращении в
службу занятости может получить содействие в трудоустройстве
независимо от того, будет ли он зарегистрирован в качестве
безработного. Обратившимся будут предложены варианты
трудоустройства, подобранные в общереспубликанском банке вакансий,
который формируется на основании предоставляемых нанимателями
сведений.
8
Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных,
предлагается более широкий спектр услуг. Так, государство гарантирует
безработным: бесплатное обучение по востребованным на рынке труда
профессиям; содействие в организации собственного дела; содействие в
приобретении опыта практической работы; в переселении в связи с
переездом на новое место жительства и работы с выплатой денежных
средств; предоставление социальных выплат, предусмотренных для
безработных; бесплатный медосмотр при приеме на работу и
направлении на обучение; возможность участия в оплачиваемых
общественных работах. Содействие в трудоустройстве службой
занятости оказывается гражданам с учетом имеющегося у них
образования, опыта работы и состояния здоровья.
Ознакомиться с информацией об услугах службы занятости и
порядке их предоставления можно на информационном портале
государственной службы занятости.
За 1 квартал текущего года в рамках работы смотровых комиссий
и профилактических рейдов на предмет пожарной безопасности
обследовано 1146 домовладений, что составляет 99,7 % от общего
количества. В каждом домовладении со всеми членами семей проведена
профилактическая интерактивная беседа по безопасности
жизнедеятельности. По результатам обследований заинтересованным
субъектам профилактики направлена информация о
неудовлетворительном содержании детей.
Кроме того, с вышеуказанными семьями проведено 39
профилактических мероприятий в кабинетах ОБЖ, задействовано 330
детей и 247 взрослых; 27 мероприятий в детских имиджевых комнатах,
задействовано 325 детей и 175 взрослых; 9 мероприятий на базе
инновационно-образовательного центра безопасности
жизнедеятельности Гомельской области, задействовано 65 детей и 9
взрослых.
Всего за 2023 год в области 2 899 детей или 82% сняты с учета в
связи с устранением критериев и показателей социально опасного
положения.
С целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
комиссиями по делам несовершеннолетних на основании поступивших
ходатайств за 3 мес. т.г. признано нуждающимися в государственной
защите 130 несовершеннолетних (3 мес. 2023 г. – 99). В рамках
действия Декрета Президента Республики Беларусь № 18 проведана
соответствующая работа по устранению причин семейного
неблагополучия и возврату детей в биологические семьи.
9
Ежегодно в области до 20 обязанных лиц восстанавливаются в
родительских правах.
За последние 4 года значительно сократилось количество детейсирот, детей оставшихся без попечения родителей, на 01.01.2024 года в
области детей данной категории насчитывалось 2666 (2020 год – 3225).
Комиссией по делам несовершеннолетних Гомельского
облисполкома инициировано проведение с 1 апреля по 1 июня 2024 года
в области межведомственной профилактической акции «Счастливая
семья – счастливое детство!». В рамках этой акции будут реализованы
мероприятия, направленные на своевременное выявление семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактику и
преодоление кризисных ситуаций в семье, оказание помощи в создании
условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие
укреплению семьи, профилактику насилия, жестокого обращения,
нарушения прав и законных интересов детей, формирование у
родителей чувства ответственности за воспитание детей.
В ходе проводимой акции будут посещены семьи по месту
жительства, оказано содействие в трудоустройстве родителей,
прохождении ими стационарного лечения от алкогольной зависимости,
в получении различных видов государственной помощи, а также
социальной, правовой, гуманитарной.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Семейные ценности

Соседние подразделы:
Оздоровление
Подразделы: Зубренок (6).
Беларусь моя!

Контакты

8 (02346) 4-58-49
hnksh2@roohoyniki.by

ул. Танкистов, 14, 247622, г. Хойники, Гомельская обл.
Открыть контакты

Сейчас на сайте
Государственная символика
Гордимся, что научили!
-